В настоящее время мы настолько привыкли находиться на связи, что в отсутствие мобильного телефона большинство чувствуют себя как без рук.
Люди пользуются телефонами буквально везде: на улице, в магазинах, в транспорте, а некоторые ограничения, накладываемые на пользование сотовой связью в библиотеках, музеях могут даже вызывать недоумение. Также пользование телефонами существенно ограничено в самолётах, что мешает не только обывателям делиться своими эмоциями от полёта, но и препятствует деловым людям, которые привыкли каждую минуту быть на связи как по телефону, так и по электронной почте. Чтобы постоянно быть на связи за границей, многие предпочитают выбрать безлимитные тарифы Мегафон с роумингом, которые позволяю быть доступными даже во время заграничной поездки. Но любой роуминг бесполезен, когда пассажир современного воздушного судна оказывается отрезанным от мира на время полёта.
На самом деле на борту самолёта можно пользоваться бортовыми телефонами, тем не менее, перечень их возможностей далёк от набора функций самого простого сотового телефонного аппарата. К примеру, с такого телефона с борта самолёта нельзя воспользоваться интернетом, списком абонентов, настройками и приложениями, которыми оснащён любой мобильник, то есть с его помощью можно только позвонить, и то это доступно только пассажирам высокого класса. В общем, сотовая связь предоставляет гораздо больше возможностей.
Конечно, с самолёта по сотовому телефону Вы дозвонитесь до нужного абонента, но это запрещено правилами любой авиакомпании, поскольку это связано с безопасностью полёта, а так же с экономической эффективностью. Дело в том, что и сотовый телефон, и бортовые системы самолета используют один и тот же канал, а именно, радиосвязь. Поэтому звонок с личного мобильника может повлиять на сам канал и вызвать помехи в работе бортового радара, телеметрических систем, радиоприборов самолёта, которые обеспечивают радиосвязь с диспетчерской службой, и прочих устройств, сбой которых создаст внештатную ситуацию. Итог использования сотовой связи пассажирами может быть очень плачевным. Правда, некоторые специалисты не считают подобную опасность реальной, более того, обосновывают своё мнение защищённостью всех систем самолета от воздействия внешних радиоустройств и использованием разных частотных диапазонов. Тем не менее, за один пятилетний период с 2000 года произошло два десятка неприятных инцидентов, связанных с использованием сотовой связи в самолётах. Это послужило причиной запрета использования мобильников на борту.
Тем не менее, часть компаний, начиная с 2007 года, дала добро на голосовые звонки и SMS во время полёта воздушного судна на крейсерской высоте. Такое решение базировалось на том, что влияние сотовой связи на бортовые системы опытным путём не доказано. Действительно, это утверждение на настоящий момент остаётся исключительно гипотезой, которую ещё никто не доказал и не опроверг, поскольку для этого нужно провести комплекс исследований, организовать которые ещё никто не пытался.
В принципе функционирования сотовой связи на борту воздушного судна нет ничего сложного. Радио покрытие салона самолета обеспечивается с помощью так называемых пико базовых станций (пико БС). Это не новое изобретение, к примеру, их применяют в торговых центрах и офисах для улучшения покрытия. Базовый комплект пико БС представляет собой приемопередатчик и антенну - такая система монтируется в небольшой корпус и прикрепляется к стене салона. Это не представляет никакой трудности, поскольку весит такой комплект не более килограмма. Передача сигнала от БС к остальной сети осуществляется с помощью спутниковых каналов связи – это единственный приемлемый вариант для этих условий. Спутниковый канал приходится арендовать постоянно, хотя самолёт не всё время находится с пассажирами в полёте, поэтому стоимость сотовой вязи во время полёта настолько высока, что большая половина пассажиров не пользуются ею. Суммарная стоимость подобной системы впечатляет, так что даже при существующих высоких ценах на связь во время полёта срок окупаемости проекта превышает 10 лет. Такой инвестиционный проект не считается привлекательным. Тем не менее, у многих авиакомпаний, стремящихся удовлетворить все возможные запросы клиентов, связь во время перелётов входит в перечень услуг, правда, с существенными ограничениями. Так, часть авиаперевозчиков предлагает общаться исключительно посредством SMS и интернет сообщений, другие вводят ограничение пользования сотовой связью во время взлётов и посадок. Более того, при международных рейсах существуют определённые зоны, в которых запрещено использовать такую связь - в них сотовый провайдер автоматически прекращает предоставление услуги связи.
Что касается России, то именно компания Мегафон первая оснастила самолёт компании «Аэрофлот» базовой станцией, в скором времени за Мегафоном поспешили последовать Билайн и МТС. Более того, несколько месяцев система работала в тестовом режиме, что давало возможность пассажирам оборудованного связью самолёта бесплатно отправить SMS или даже подключиться к GPRS-соединению. Голосовые услуги не предоставляются в целях комфорта всех пассажиров в салоне, хотя оборудование рассчитано и на эту услугу.
Пользователи Мегафона находятся в более привилегированном положении, потому им готовы предоставить самый широкий пакет услуг. Действительно, можно как приобрести красивый номер, воспользоваться своим безлимитным тарифом от Мегафон, так и послать SMS другу во время полёта.
Очевидно, что предоставление услуг связи в самолётах неоднозначно воспринимается во многих странах и во многих авиакомпаниях. Тем не менее, ритм жизни современного человека такой интенсивный, что оказаться в информационной изоляции даже на несколько часов бывает достаточно трудно. Так что нет смысла отказывать себе в удовольствии отправить SMS или совершить звонок с высоты более 3000 метров, если есть такая возможность.
Материалы предоставлены компанией "Корпорация Связи", www.corporacia.ru
Похожие статьи: